Дмитрий Соколов. Русские песни «украинской смуты»

26.07.2014

Дмитрий Соколов. Русские песни «украинской смуты»

Начавшийся в конце 2013 г. и продолжающийся до настоящего времени политический кризис на Украине стал поворотным моментом в новейшей истории. Многое, о чем еще совсем недавно нельзя было даже помыслить, сегодня стало страшной реальностью. Революционные события в Киеве раскололи и прежде никогда не бывшее монолитным украинское общество, стали предметом жестких идеологических споров.

Победа Евромайдана не только обострила противоречия между западными, центральными и юго-восточными регионами, но и поставила под сомнение дальнейшее существование украинской государственности. Приход к власти правительства, с самого начала продемонстрировавшего свою русофобию, вызвал ответную реакцию в виде массовых митингов и акций протеста, заставил тысячи граждан взять в руки оружие. Нежелание Киева прислушаться к законным и обоснованным требованиям жителей Юго-Востока, уважать их права и предоставить большую автономию (путем изменения государственного устройства) фактически и вызвало нынешний вооруженный конфликт. Ведь только под флагом Евромайдана можно было безнаказанно устраивать многотысячные пикеты и акции неповиновения; захватывать административные здания. Когда же противники «украинской революции» попытались заявить о себе и своих интересах, киевский режим поспешил объявить несогласных «сепаратистами», «террористами», «агентами российских спецслужб». Навесив эти ярлыки, заправилы майдана просто решили проблему оправдания силового вмешательства. Тем самым сторонники «европейского выбора» не только продемонстрировали подлинное отношение к собственным гражданам, но ясно дали понять, что пресловутые «общие ценности» не значат для них ничего.

Реакцией на это жителей юго-восточных районов (и в особенности Донбасса) стал рост русского национального самосознания. Все больше людей заявляли о неприятии украинской идентичности. Способы выражения этой позиции и политического протеста были различны. Изготовление плакатов, листовок, массовые мероприятия, уничтожение украинских государственных символов; вооруженная борьба. Ныне на Донбассе говорят пушки. Рекой льется кровь. Границу с Россией ежедневно пересекают все новые и новые беженцы.

Но не стихает противоборство на идеологическом фронте. Баталии, ежедневно происходящие здесь, своей ожесточенностью не уступают реальным боевым столкновениям. Больше того – задолго до перерастания конфликта в открытую кровавую фазу, градус агрессии здесь был чрезвычайно высок.

С самого начала «украинской революции» социальные сети, информационные порталы и форумы заполонила агитация и контрагитация как сторонников, так и противников Евромайдана. Начавшись с жарких полемик, по мере усугубления кризиса идейное противостояние обрело всю большую остроту. Совершенствовались и инструменты, посредством которых участники конфликта выражали собственную позицию. Одними из них стали видеоклипы, песни и музыка.

Прежде не имевшие широкой известности группы и исполнители сделались известными в один миг. Известными не благодаря широкой рекламе, эфирам, концертам и пафосным видео. Причина их успеха – в таланте и искренности. И в том, что их песни оказались созвучны настроениям масс. Так музыка перестает быть разновидностью творчества. Вне зависимости от стиля, аранжировки и прочих присущих каждому отдельно взятому треку специфических и характерных особенностей – она становится средством политического протеста.

Неизвестно, чем завершится противостояние в Новороссии. Однако бесспорно, что будущие историки «украинской смуты» в своих работах не оставят без внимания и ее культурный аспект.

Не погрешим против истины, назвав одним из аудиовизуальных воплощений «Русской весны» звучащий на фоне шествий и митингов агрессивный политический рэп. Удивительно, но именно в этом стиле исполнители оказались наиболее активными, обладающими твердой и однозначной гражданской позицией. За время украинского кризиса было записано значительное количество треков, содержащих резкую критику в адрес сторонников Евромайдана, обличающих «революционное» правительство в Киеве и его преступления.

В первую очередь здесь нужно отменить творчество жительницы Луганска Валерии, более известной как MC Val. Успешно работая в направлении хорроркор (поджанр рэп-музыки, воспроизводящий эстетику фильмов ужасов, описывающий низменные пороки человечьей натуры и мрачные стороны повседневности), имея на своем счету один полноформатный альбом (второй, под названием «Безумие чудовищ», эксплуатирующий тему серийных маньяков, вышел в июне 2014 г.) и некоторое число совместных работ, исполнительница применила средства и способы выражения, характерные для данного стиля – к событиям, происходящим в стране. В результате появилась песня «Евромайдан» (https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=wObv3OVPk30). Вместе с уничижающими характеристиками киевских протестующих (точнее, присутствующих среди них неонацистов и маргиналов), в треке содержались пожелания им всяческих кар. По собственному признанию MC Val, работа над композицией (написана в первой половине января) проходила быстро и заняла трое суток: один день делалась музыка, второй писался текст, третий был посвящен студийной работе.

Жесткий, произносимый рычащим хриплым голосом текст (такое исполнение присуще скорее экстремальным разновидностям тяжелого металла), диссонирующий с привлекательной внешностью исполнительницы, в течение короткого времени сделал запись популярной и вызвал ожесточенные споры. В адрес Валерии посыпались угрозы со стороны евромайдановцев, украинских национал-радикалов. Но это не заставило луганчанку переменить свои взгляды. В мае 2014 г. вышел новый ее трек под названием «Никогда вы нам не будете братьями» (https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=0GKDU_4JVS0), являющийся ответом на одноименное русофобское стихотворение поэтессы Анастасии Дмитрук. К этому времени в республике вовсю разгоралось пламя гражданской войны. Уже появились первые жертвы осады Славянска, уже стала страшной реальностью массовая бойня в Одессе…

Поэтому Валерия не стала повторять вслед за авторами других стихотворных ответов Дмитрук, которые, в основном, пытались напомнить о «вековой дружбе славянских народов». Исполнительница пошла по иному пути. Нельзя назвать братьями преступников, экстремистов, убийц, строящих свою идентичность на зависти, злобе и ненависти. В итоге появился следующий текст:

Никогда вы нам не будете братьями

В наших венах не течёт кровь бандеровской матери

Вы к нам шлёте карателей, для вас мы просто рабы

Уже давно растут деревья на ваши гробы

Небесная сотня станет небесною тысячей

И понесут вас по дороге кровью вымоченной

Нет больше Украины! Нет больше слова того!

Вы сожгли Украину в Киеве коктейлем Молотова

Это Донбасс! Смотри! Это русский народ!

И никому не дано закрыть Донбассу рот

Зови меня “сепаратистка”, лицо запомни моё

Оно в расстрельном списке, решило вороньё

Время пройдет, история на место все расставит

Мы лучше сдохнем, но на колени не станем

Если вы решили прийти с оружием в наш дом

Мы будем стоять, как тогда в 42-м

ПРИПЕВ

Никогда вы нам не будете братьями

Вы тут сдохните от проклятия

Никогда вы нам не будете сводными

Вы тут сдохните ночью холодною

Никогда вы нам не будете братьями

Вы останетесь врагами заклятыми

Никогда вы нам не будете сводными

Мы всегда будем только свободными

Вне всяких сомнений, в своем направлении Валерия оказалась первой, кто честно и бескомпромиссно и жестко заявил о собственной позиции и отношении к происходящему на Украине. Чем заслуживает особенного внимания. Но, как уже было отмечено, ее пример не единственный.

Широкую известность во время «Русской весны», во многом благодаря эффектному видео, представляющему собой нарезку из хроники массовых протестов на Юго-Востоке, созданному администрацией сайта «Спутник и погром» (https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=g6cA-Itt8r4) получила песня луганского исполнителя RaSoN MC «Юго-восток не победить»:

Какая новая «власть», такие и законы

Вы все проплачены, твари, из-за кордона

устроили войну, с майданом идите к черту!

Все это надоело, вы переступили черту!

Майдан это герои? Нет! Это Предатели!

Герои те, кто за щитом стояли, падали

Низкий поклон «Беркуту», а вы горите в аду

Тупое стадо, которое лишили ума

Вы из-за денег даже своих убить готовы

А сколько уже не вернуть, Западу привет с позором!

Хотите взять Восток? Ну так рискните здоровьем

Донбасс не упадет под вами, а будет стоять ровно.

События в Новороссии в целом поменяли восприятие стиля. Теперь это не только молодежная субкультура. Сегодня положенные на бит рифмованные речитативы охотно воспринимают и люди, прежде не привечавшие такого искусства. Стало реальностью, что наряду с патриотическими и военными советскими песнями политические рэп-композиции звучат из динамиков на баррикадах возле захваченных административных зданий. Некоторые ополченцы и сами обнаружили в себе талант к исполнению. В качестве примера можно привести видео, где захватившие Луганское СБУ вооруженные люди исполняют «титушкин хип-хоп» (https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=orw46iGnxkU).

Или другую известную запись, показанную, в том числе, и по центральным российским телеканалам, - в которой бойцы Русской православной армии Донецка рассказывают о собственных мотивах и побуждениях (https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=WIi7cBloy60):

До каждого бойца до конца, победно-славного

На поле боя. Русская Православная!

Кто если не мы, когда, если не в этот час

Мам, прости. Никто, кроме нас.

Нельзя не сказать и о Николае Леонове – выпускнике Полтавской Миссионерской Духовной семинарии, чемпионе мира по кикбоксингу, казаке, чтеце и исполнителе собственных песен, трагически погибшем 26 мая в бою за международный аэропорт в Донецке. За несколько месяцев до трагедии он записал трек и снял видеоклип «Кукловоды майдана» (https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=oRCC45mxiTM), в котором выразил свое отношение к событиям на Украине:

Люд одурманен темной мечтой

Улучшить жизнь, покончить с братвой

Но за кулисами кто то стоит

Он этим действом руководит

Крови, крови жаждет и ждет

Вновь повторился 17-й год

Небесная сотня, выстроилась в ряд

Глаза их горят, отмщения хотят

Думают Русских в крови утопить,

Дерзают об этом, Бога молить

Но Бог их не слышит, ведь он говорил:

Чтобы врага, брат как брата любил.

«Молитесь за мир, православные! Довольно уничтожать украинский и русский народ! Каемся и прощаем друг друга! Требуем от властей прекращения войны! Каждый день погибают люди, и мы все виновны в этом! Осатанели все и льем кровь друг друга, как можно так?», – такой была последняя запись, которую сделал Николай на своей странице «Вконтакте».

Говоря о причинах высокого удельного веса рэп-композиций в музыке русского политического протеста на Юго-Востоке Украины зимой и весной 2014 г., можно предположить, что это обусловлено общей популярностью стиля и его развитостью именно на Донбассе.

Сказанное, впрочем, нисколько не умаляет значения и качества песен, которые исполнены в других стилях. Так, весной 2014 г. панк-группой из Шахтерска (Донецкая область) «День Триффидов» была записана композиция «Вставай, Донбасс!» (https://www.youtube.com/watch?v=phzyiW046-w), ставшая официальным гимном Донецкой народной республики.

«Этот гимн – волеизъявление самого народа, - прокомментировал песню один из участников группы, Дмитрий Загоренко. - Это действительно народная композиция. Когда мы его записывали, нам даже бесплатно предоставили звукозаписывающую студию. Надеюсь, этот гимн будет поддерживать наших ребят на баррикадах»:

Полощет ветер флаги перемен

Донбасс готов врага с земли смести

Он как боец поднимется с колен

Чтоб вновь свободу обрести

Отступать больше некуда

Так бывало не раз

Возродится Отечество!

Возродится Донбасс!

Донбасс устал, но духом он не пал

К земле прижался лишь передохнуть

У нас народ и крепок и удал

К победе светел наш нелегкий путь

Отступать больше некуда

Так бывало не раз

Возродится Отечество!

Возродится Донбасс!

Вставай, Донбасс, рабочий исполин!

И вдоль дорог среди шипов и роз

Возьми всю силу матушки Руси

И мир увидит твой гигантский рост

Отступать больше некуда

Так бывало не раз

Возродится Отечество

Возродится Донбасс

Возвратится в Отечество

Возрожденный Донбасс...

Песня с таким же названием в исполнении российской поп-рок группы «Куба» (https://www.youtube.com/watch?v=jNoGW_sbKcY) в мае-июне 2014 г. стала мощнейшим призывом для жителей Юго-Востока подниматься на борьбу против киевского режима, а граждан России – оказывать им всяческую поддержку.

Вставай Донбасс, вставай мой край родной,

Вставай Донбасс, прогоним хунту вместе,

Вставай Донбасс, Россия-мать с тобой,

Вставай Донбасс, ты станешь новым Брестом!

Песня была исполнена вживую на митинге в поддержку Новороссии, состоявшемся 11 июня в Москве на Суворовской площади. Недели спустя, 6 июля, запись ее прозвучала и на многотысячном антивоенном митинге в Донецке.

В целом, песенное и музыкальное творчество сторонников провозглашенных «народных республик» весьма разнообразно, и не исчерпывается только современными стилями и направлениями. Есть здесь и произведения авторской песни, и переиначенные на новый лад популярные произведения прошлых лет. Создание новых мелодий и текстов не прекращается и сегодня. В этом – пульсирующий нерв времени. Свидетельство самосознания и жизненной силы народа, его нерастраченный потенциал.

Впервые опубликовано: информационно-аналитическая газета «Крымское эхо»

http://kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=12528
















Возврат к списку


    
Система электронных платежей