Лада Григорьева. Демократическая цикута

14.09.2011

Лада Григорьева. Демократическая цикута

В 399 году до н.э. демократы приговорили Сократа к смертной казни. Исполнение приговора задержали на месяц из-за праздника в честь Аполлона. В тюрьме Сократа практически не охраняли. Друзья и близкие  приходили к нему каждый день. Его уговаривали бежать, но он отвергал все предложения.

            «В нём (Сократе) чувствуется  что-то очень непростое, очень извилистое; в сущности он и до сих пор остался непонятным, как непонятна его казнь, производящая такое впечатление, что не афиняне его казнили, а он сам заставил их себя казнить». (Лосев А.Ф.)

            Жизнь Сократа до этого уже несколько раз висела на волоске и в годы правления олигархов, и во времена «тридцати тиранов», но именно демократическая власть оказалась самой беспощадной. Чем же так мешал демократам семидесятилетний мудрец, который на суде миролюбиво изрёк: «Я вам предан, афиняне, и люблю вас. Но не стыдно ли заботиться о деньгах…о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе не заботиться?»  Чем же раздражал правящую партию великий философ, принципиально не берущий денег за занятия, в отличие от других, куда менее одарённых учителей, сделавших на платных уроках целые состояния?

Когда бедно одетый Сократ проходил по рынку, он замечал: «Как хорошо, что есть столько вещей, в которых я не нуждаюсь». И сокрушался, что люди самое дорогое не ценят, а плохое ценят дороже всего.

            Сократ, призывавший думать и самостоятельно делать выводы, оказывался неудобным для любой власти. В последний год его жизни между Пирейской партией (демократы) и Городской ( олигархи, аристократы) было достигнуто перемирие. Но скрытое противодействие оставалось. Афины стремительно приближались к краху. Сократ, в своё время провозглашённый дельфийским оракулом мудрейшим из людей, не возгордился, а воспринял это, как призыв к служению. Он считал себя приставленным к афинскому народу, как овод к коню. Сильный духом и умом, он не боялся оказаться беспомощным и бесправным. Сократ предвидел обречённость порядка, основанного на лжи и стремлении к выгоде.

            «Казнили его (Сократа) именно демократы, потому что демократам от него житья не было». ( Лосев А.Ф.) Сократ высмеивал саму идею выборов начальников, справедливо замечая, что не устраивают же голосование, кому быть плотником, а кому - музыкантом. Он предвидел, что во власть начнут пробиваться самые недостойные и безнравственные люди, для которых ничего не стоит обмануть толпу, чтобы собрать голоса. Демократов поддерживали софисты, которые считали главным критерием личную выгоду. Они утверждали, что нет объективных норм добра и зла, что хорошо то, что удобно конкретному субъекту. Софисты использовали запутанные фразы, с хитроумной игрой мыслей, были блестящими ораторами и легко увлекали толпу. Сократ постоянно возражал им, доказывая, что корысть, как и другие пороки, в итоге разрушают самое себя.

            Время показала безусловную правоту Сократа. Демократия в Афинах пала, те, кто организовал его казнь, покончили с собой. А наследие Сократа актуально и по сей день. Философ утверждал, что избираться во власть должны только профессионалы с высокими моральными качествами. Причём за безнравственные поступки их нужно лишать избирательных прав.

«Добродетель есть знание», - этот сократовский метод мыслить за многие века так и не смог никто опровергнуть.

Литература:

«История античной эстетики» Лосев А.Ф.

«Почему демократы казнили Сократа?» Лимиров В. Н.

«Одиннадцать человек, которые приговорили Сократа к смертной казни» Рахман Бадалов

«Учитель» Юрий Федосов

«Диалоги» Платон


Возврат к списку


    
Система электронных платежей