Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Подписка на рассылку

Роман и Дарья Нуриевы. РОЖДЕСТВО НА СНЕЖНОЙ ГОРЕ

20.12.2011

Роман и Дарья Нуриевы. РОЖДЕСТВО НА СНЕЖНОЙ ГОРЕ

Лумиваарский Ангел.JPG

Наш путь в кирху Лумиваары начался ещё затемно. Церковное село, бывшее у финнов центром волости, пришло в запустение; теперь до него нелегко добраться даже из близлежащего города – Лахденпохьи. Как тут быть и что тут делать, в этой Похье, в крае тёмном?[1]. Мы решили отправиться в дорогу пешком.

Лахденпохская ночь производила ещё более мрачное впечатление, чем городские виды при свете солнца. Калевальское прошлое этой земли не могло ввести нас в заблуждение относительно того, что с изменением границ мы оказались на межах земли убогой, на просторах скудной Похьи[2]. Унылая дорога неспешно тянулась к спящим водам Ладоги. Но ближе к свету местность становилась живее: наш путь пролегал теперь по холмам, среди скал и ручьёв.

выборы.JPGНаконец, мы вышли к заброшенным полям странной деревни. Плакат, висевший у заколоченного фанерой окна на ободранном здании магазина, извещал жителей о грядущих выборах, но проходивший мимо селянин был озабочен скорее тем, как удержаться на непослушных ногах. Над всем этим стояла гора, заросшая высоким лесом, а ещё выше него отчётливо виднелся на фоне светлеющего неба острый купол колокольни. Приближаясь к ней, мы  почувствовали, что, наконец, выходим из владений тёмной Похьи, из туманной Сариолы[3].

 

кирха Лумиваары.JPGИздалека не бросается в глаза, что на церкви уже нет креста. Сломленный, он долгое время не хотел упасть, пока не был сброшен окончательно. Уничтожены и кресты воинского кладбища. То были последние финны, похороненные на этой земле, когда она ещё не стала советской. Их родные вспоминали:

«В канун Рождества мы убрали снег и украсили всю территорию кладбища свежими еловыми ветками. Затем принесли одну большую общую рождественскую ёлку, а перед каждым крестом поставили по маленькой ёлочке. Рождественским утром в 6 часов мы зажгли свечи на главной ёлке, и по одной свечке на каждой  могиле. Сумрачным рождественским утром это было очень красиво. Родственники и все присутствовавшие спели трогательную рождественскую песню. Пастор прочёл рождественскую молитву и проповедь о вечном рождественском мире. Затем мы все вместе спели всегда прекрасную рождественскую песню “Сквозь тихую ночь с далёкой звезды прозвенит голос ангела, и разбудит он и больших, и маленьких”. Это как будто объединило нас с покоящимися в земле. Затем мы отправились в церковь на рождественское богослужение, и нам казалось, что наши геройски погибшие сыновья были вместе с нами. Уходя, мы ещё раз поправили свечи на могилах и простились с павшими»[4].

Вскоре им пришлось покинуть этот край навсегда, оставив не только свои дома, но и свои святыни – свои храмы, свои кладбища – на поругание победителям.

 

Рублёв.jpgПосле падения железного занавеса финны установили здесь памятник. На доске неподалёку мы и прочли эти воспоминания. Так получилось, что на следующий день после нашего посещения кирхи у лютеран начинался адвент – подготовительный период к Рождеству Христову. Зима в этот год ещё не дала снега, задувавший в выбитые окна ветер носил по церкви сухие листья. К празднику в кирхе уже будет лежать снег. «Страшно, когда снег — в храме», — говорит Андрей Рублёв в известном фильме.

Выцвели лумиваарские фрески. Как страдания утончают плотское в человеке, время сделало их более близкими к православной живописи. Неизвестный лютеранский изограф уже в наше время написал на западной стене ангела. Выполненная в серых тонах, прорись словно сама возникает на стене. Развоплощённая крылатая фигура смотрится так же, как лики святых в монохромной ленте Тарковского.

Здесь некому будет встретить Рождество Спасителя. Как в разорённом татарами соборе, святой ночью ангел будет смотреть на снег, падающий ему под ноги. Но кто знает, какой храм будет милее Младенцу, однажды уже избравшему убогий вертеп – этот или раззолоченный. В таком же месте, на горке, на полянке среди сосен, и родила Христа воспетая в карельских рунах Марьятта[5].

Адвент – время ожидания не только праздника Рождества, но и второго пришествия. Пройдёт ещё какое-то время, и сквозь тихую ночь с далёкой звезды прозвенит голос ангела, и разбудит он и больших, и маленьких


кирха внутри.JPG
Декабрь 2011 г.


[1] Элиас Лённрот. Калевала, 1835 = Kalevala,1835. Петрозаводск, 2006. Руна 5: 319-320.

[2] Калевала, 1835. Руна 2: 51-52.

[3] Калевала, 1835. Руна 3: 15-16.

[5] Калевала, 1835. Руна 32: 128-129.



Возврат к списку


    
Система электронных платежей