
Лев Александрович Тихомиров (19.01.1852—16.10.1923), русский мыслитель, публицист, мемуарист. Родился в военном укреплении Геленджик на Кавказе в семье военного врача. Окончив керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью, поступил в 1870 в Императорский Московский университет, где попал в круг революционеров-народовольцев, став одним из идеологов движения. В 1879 г., когда принималось решение о цареубийстве, был членом Исполнительного комитета "Земли и воли'. Однако в дальнейшем вышел из Исполкома, к убийству Александра И лично не был причастен и не поддержал планов убийства Александра III. В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу - в Швейцарию, затем во Францию. Там, увидев воочию западную демократию, начинает пересматривать свое мировоззрение. В 1888 г. издает брошюру 'Почему я перестал быть революционером' и подает на Высочайшее Имя просьбу о помиловании и разрешении вернуться в Россию, что Александр III ему разрешает. Прибыв в Петербург, бывший революционер идет в Петропавловский собор поклониться праху Царя Александра II, против которого боролся.
|
Тихомиров становится известным монархическим публицистом. Изучив западную антимонархическую систему, Тихомиров становится первым, кто серьезно занялся исследованием такого государственного феномена, каким было русское самодержавие, и в своей монографии 'Монархическая государственность' (1905) впервые детально разработал учение о русской монархической власти, о ее сущности и условиях ее деятельности.
После 1905 г. Тихомиров разрабатывает схему реформ системы 'думской монархии'. Он отмечает, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...».
Его церковно-публицистическая деятельность не осталась без внимания Императора Николая II. Государь, прочитав работу "Запросы жизни и наше церковное управление", повелел Св. Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Собора. По Высочайшему повелению Тихомиров участвовал в заседании Предсоборного Присутствия в 1906 г. В середине 1907 г. П.А. Столыпин пригласил Тихомирова в советники.
За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в 'Сергиевом Посаде (где и умер 16 окт. 1923 г.). Здесь он создал уникальный труд 'Религиозно-философские основы истории', в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой ценнейшей книге (впервые опубликована лишь в 1997 г. в издательстве журнала 'Москва') наиболее полно и глубоко показано логическое развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне предельно четко выступает истинность и глубина православного понимания истории.
|