Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Подписка на рассылку

Тихомиров Лев Александрович

Лев Тихомиров

Лев Александрович Тихомиров (19.01.1852—16.10.1923), русский мыслитель, публицист, мемуарист. Родился в военном укреплении Геленджик на Кавказе в семье военного врача. Окончив керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью, поступил в 1870 в Императорский Московский университет, где попал в круг революционеров-народовольцев, став одним из идеологов движения. В 1879 г., когда принималось решение о цареубийстве, был членом Исполнительного комитета "Земли и воли'. Однако в дальнейшем вышел из Исполкома, к убийству Александра И лично не был причастен и не поддержал планов убийства Александра III. В 1882 г., желая избежать ареста, Тихомиров уезжает за границу - в Швейцарию, затем во Францию. Там, увидев воочию западную демократию, начинает пересматривать свое мировоззрение. В 1888 г. издает брошюру 'Почему я перестал быть революционером' и подает на Высочайшее Имя просьбу о помиловании и разрешении вернуться в Россию, что Александр III ему разрешает. Прибыв в Петербург, бывший революционер идет в Петропавловский собор поклониться праху Царя Александра II, против которого боролся.

Тихомиров становится известным монархическим публицистом. Изучив западную антимонархическую систему, Тихомиров становится первым, кто серьезно занялся исследованием такого государственного феномена, каким было русское самодержавие, и в своей монографии 'Монархическая государственность' (1905) впервые детально разработал учение о русской монархической власти, о ее сущности и условиях ее деятельности.

После 1905 г. Тихомиров разрабатывает схему реформ системы 'думской монархии'. Он отмечает, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...».

Его церковно-публицистическая деятельность не осталась без внимания Императора Николая II. Государь, прочитав работу "Запросы жизни и наше церковное управление", повелел Св. Синоду обсудить вопрос о созыве Церковного Собора. По Высочайшему повелению Тихомиров участвовал в заседании Предсоборного Присутствия в 1906 г. В середине 1907 г. П.А. Столыпин пригласил Тихомирова в советники.

За 10 лет до смерти Тихомиров поселился в 'Сергиевом Посаде (где и умер 16 окт. 1923 г.). Здесь он создал уникальный труд 'Религиозно-философские основы истории', в котором анализирует историю человечества с религиозной точки зрения, включая последние эсхатологические времена. В этой ценнейшей книге (впервые опубликована лишь в 1997 г. в издательстве журнала 'Москва') наиболее полно и глубоко показано логическое развитие в человеческой истории различных религиозных течений, взаимная связь и преемственность религиозных идей и заблуждений разных времен, которые то исчезают с исторической сцены, то, надевая новые личины, появляются вновь. На этом фоне предельно четко выступает истинность и глубина православного понимания истории.

Публикации в журнале

Журнал "Голос Эпохи". Выпуск 3/2011


Публикации на сайте

28.04.2012 ЛЕВ ТИХОМИРОВ. РУССКОЕ ДЕЛО И ОБРУСЕНИЕ (1895 ГОД)


Библиография

Религиозно-философские основы истории

Запросы жизни и наше церковное управление

Монархическая государственность

Критика демократии

Государственность и религия

Начала и концы. Либералы и террористы

В последние дни


  
Система электронных платежей